Фриланс-биржа Профессионалов Узбекистана

Бизнес

С чего фрилансер и заказчик частенько считают друг друга неадекватами? (часть 3)

(0) | 13.05.2017 21:32 | Статьи / Бизнес

Здравствуйте, продолжаем серию статей про фрилансера и заказчика. Первая часть здесь. Вторая здесь.

Критерии приёмки

Техническое задание – это инструкция, как необходимо выполнить работу.

В нём обязательно должен быть пункт, где расписаны критерии приёмки. Во фрилансе они чрезвычайно важны.

По идее, любое ТЗ (кроме долгих проектов) можно ограничить описанием этих самых критериев. Для этого необходимо обозначить определённую процедуру приёмки заказа. Либо определить тестовые задания (вёрстка должна нормально проходить валидацию), либо подготовить требования в измеримых показателях к принимаемой работе.

Если что-то не представляется возможным измерить, нужно разместить тест или дать схему продукта.

Например, все работы по дизайну имеют конкретные прототипы, вплоть до расположения каждого блока с его функциями и описанием того, как он работает. Да, на это придётся потратить много сил и времени, зато вы будете в полной уверенности, что исполнитель всё понял.

Конечно, вы не дизайнер и вам трудно, но кто как не вы изучили свой проект лучше, чем все остальные. Даже если вы совсем «плаваете», то наличие такого прототипа, пусть даже примитивного, в любом случае лучше, нежели его отсутствие. С его помощью вам будет легче объяснить задачу.

О задаче

Когда ставится задача, заказчик уверен, что ему дадут готовое решение.

Объясняю: решение – это когда заказчик обозначил потребность, а её быстренько свернули. Ведь решить проблему вешания на стену полочки – это не орудия труда, такие, как дрель, перфоратор и пр., не саморезы, и не отверствия в стене. Это возможность складывать на неё книги.

Допустим, начальной информации после получения заказа исполнителю недостаточно, как это часто и бывает. А дальше возможны варианты:

• Исполнитель приступает на свой страх и риск. Либо он уже знает, что нужно заказчику, потому что провёл кое-какие исследования на предмет полученного заказа, либо он думает, что это конвейер, и начинает тупо косячить. Особенно этим грешат райтеры, которые почти всегда уверены, что требуются SEO-тексты, и без всяких сомнений фигачат страшную фигню.

• Во втором варианте фрилансер выжидает. Бывает, что заказчик составляет ТЗ по типу «чтобы жёлтое и чтобы цепляло», тогда исполнителю необходимо самому задать все необходимые вопросы и самому составить ТЗ для себя же. Любой заказчик с охотой ответит на все вопросы, понимая, что это нужно для пользы дела. В противном же случае, если он отмалчивается, есть повод задуматься о возможности дальнейшего продолжения работы.

• В третьем варианте заказчик сам ждёт вопросов и готов на них отвечать. Здесь лучше всего отправить бриф, где чётко расписаны все требования.

Ещё один прикольный косяк в ТЗ – это составление пунктов без их понимания. Бывают случаи, когда требования сами по себе абсурдны.

Кросс-услуги

Понятно, что заказчику требуется работа, доведённая до конца. Так если речь идёт о дизайне сайта, хорошо бы иметь под рукой верстальщика, способного довести дело до ума.

Возможно, он и не понадобится, но если клиент попросит помощи при выполнении этого этапа работы, вам необходимо продолжить кейс. Уверенность, что вы способны решить задачу от и до, да ещё и посоветуете что-нибудь дельное, привлечёт к вам клиентов.

Фрилансер ведёт переписку

• Отвечайте письмом на любые действия клиента.

• После каждого звонка готовьте по нему резюме.

• Не стоит отвлекаться от работы, чтобы поделиться информацией по Скайпу на тему, как у вас всё супер или, наоборот, всё паршиво.

• В каждом письме расписывайте следующий шаг. Вы должны чётко отслеживать, кому сейчас принадлежит инициатива и к чему это приведёт. Например: «Сейчас жду вашего утверждения» или « Данные в наличии, завтра вышлю версию №1».

Переписку ведёт заказчик

 Даже если в работе много недоделок и ошибок, начните с позитива. Отметьте всё хорошее, что есть в работе, не забудьте сказать о том, что вам понравилось или просто выполнено на совесть. Если же вы сосредоточитесь только на недочётах, ваше письмо будет похоронкой, которая придавит исполнителя.

• Постарайтесь формулировать замечания в виде вопросов – это понятнее для исполнителя и в случае, если вы неправы, позволит всё разъяснить посредством обсуждения. К примеру, не стоит писать «передвиньте эту кнопку вправо», лучше «может быть, стоит эту кнопку передвинуть вправо, именно так на других сайтах и посетителям привычнее её обнаруживать именно там, или существует какая-то причина, чтобы оставить её на месте?»

• Не стоит указывать профессионалу, как ему надо работать. Вы ведь не учите стоматолога, как он должен лечить ваш зуб? Так почему же считаете возможным поучать фрилансера?

• Не забудьте оставить свой отзыв исполнителю, если работа выполнена качественно. Не можете оставить отзыв? Тогда напишите фрилансеру благодарственное письмо.

Профессионал всегда дешевле новичка

1. Профи выполнит работу быстрее.

2. Он обходится без рисков, на которые так богаты новички.

3. Профессионал лучше способен выполнить задачу, так как понимает её более детально.

4. Он с первого раза выполнит настолько хорошо, что вы и не ожидаете.

5. Переделок не потребуется точно.

6. Его работа не требует тщательной проверки.

7. Управленческие издержки сведены к минимуму.

8. Он не преподносит никаких неприятных сюрпризов, результат его работы предсказуем и отлично вписывается в бизнес-план.

9. В случае болезни он сможет найти себе замену, у него уже отлаженные связи.

10. Профессионал всегда заботится о перспективе.


Теги
Нет тегов